Развитие
мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Важность развития мышления у
ребёнка, наверное, ни у кого не вызывает сомнений - это является большим
плюсом. Именно благодаря мышлению можно обосновать многие жизненные явления,
объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения.
Посредством мышления строятся сложные математические теоремы и простые
житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать
весь сложный процесс течения времени под названием "жизнь".
Я считаю, что, только развивая и
совершенствуя умение правильно мыслить, рассуждать и действовать, ребёнок
сможет превратиться в здравомыслящего человека. Именно на то, чтобы помочь ему
в этом серьёзном и жизненно важном деле, и направлен мой опыт работы.
Правильное мышление имеет основные
приёмы – сравнения, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение,
конкретизация. Все эти приёмы нужно развивать уже в дошкольном возрасте, так
как развитие мышления влияет на воспитанность дошкольника, развиваются
положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств,
работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убеждённость,
интерес, желание учиться и много знать.
Достаточная подготовленность
мыслительной деятельности, в будущем, снимает психологические перегрузки в
школе, сохраняет здоровье ребёнка.
СРАВНЕНИЕ - приём, с помощью которого
устанавливаются сходство и различие предметов. Существует основное правило
сравнения: сравнивать можно только сравниваемые предметы, то есть только те, у
которых есть какие-то общие признаки и есть различия.
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. Анализ - приём, с
помощью которого ребёнок мысленно расчленяет предмет на части.
Синтез - приём, с помощью которого ребёнок
мысленно соединяет в одно целое расчленённые в анализе отдельные части
предмета.
Анализ и синтез - два приёма, всегда
неразрывно связанные друг с другом.
АБСТРАГИРОВАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.
Абстрагирование - приём, с помощью которого ребёнок мысленно выделяет
существенные свойства предметов и отвлекается от признаков, в данный момент не
существенных. Результат абстрагирования называется абстракцией.
Абстрагируясь, ребёнок мысленно объединяет
эти предметы в группы и классы по их общим и, при том, существенным признакам.
Абстрагирование и обобщение представляют
собой единый, неразрывный процесс. С их помощью ребёнок получает общие понятия.
В процессе обобщения ребёнок как бы отходит от конкретных предметов, отвлекаясь
от массы их собственных признаков. Но всё это делается для того, чтобы, познав
общее, глубже проникнуть в сущность единичного.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ - приём, с помощью
которого ребёнок всесторонне познаёт единичные предметы.
Познавая окружающую действительность,
ребёнок сравнивает предметы друг с другом, устанавливает их сходство и
различия, путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, выделяет их
признаки, абстрагирует и обобщает признаки. В результате этих операций у
ребёнка формируются понятия о предметах окружающей среды. Всё это повышает
культуру мышления. Для развития мыслительной грамотности обязательно нужна
тренировка.
В своей работе я опираюсь на
педагогическую деятельность инновационных методик и использую наследия таких
педагогов, как Доронова Т.Н. "Малыш и математика", Фидлер М.
"Математика уже в детском саду", Петерсон Л.Г. "Игралочка",
Монтесори М. "Методики раннего развития".
Подробнее хочу остановиться на образном
мышлении старшего возраста дошкольников. Само понятие "образного мышления” подразумевает
оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на
представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно
данный вид мышления. Они ещё не способны мыслить абстрактно (символами),
отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому я сосредоточиваю свои
усилия на формировании у детей умения создавать в голове различные образы,
т.е. визуалировать.
Примерно в возрасте 6-7 лет у ребёнка
начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и
абстрактное. Я считаю успешность обучения в школе зависит от уровня развития
этих типов мышления.
Ведь, если у ребёнка недостаточно
развито словесно-логическое мышление, то это приводит к трудностям при
совершении любых логических действий (анализ, обобщения, выделение главного при
построении выводов и операций со словами). Игры, используемые мною по развитию
этого вида мышления, направлены на формирование у ребёнка умения
систематизировать слова по определённому признаку, способности выделять родовые
и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и
способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем
лучше развита у ребёнка способность к абстрагированию.
В ходе словесно-логического мышления
происходит переход от одного суждения к
другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений
содержанием других и, как следствие, формируется умозаключение.
Развитие словесно-логического мышления
через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые
требовали бы индуктивного (от единичного к общему ), дедуктивного
(от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному, от общего к общему, от частного к
частному, когда посылки и заключения
являются суждениями одинаковой степени
общности), умозаключения.
Традуктивное умозаключение
(лат. traductio – перемещение)
является умозаключение по аналогии,
её можно использовать в качестве первой
ступени обучения умению решать логические задачи, в которых по отсутствию или
присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждённых
объектов следует вывод о, соответственно присутствии или отсутствии этого,
признака у другого объекта. Например: "У Наташи собачка маленькая и
пушистая, у Иры - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое?
Разное?"
Недостаточное развитие
абстрактно-логического мышления - ребёнок плохо владеет абстрактными понятиями,
которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение,
площадь и т.д.) Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на
понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других
знаках.
Немного хочу
остановиться на интуиции, т.к. есть серия логических игр для её
развития, что, я считаю, тоже немаловажно. Кроме основных пяти чувств,
существует ещё так называемое шестое чувство - ИНТУИЦИЯ.
Это слово происходит от латинского слова
intueor - пристально смотрю. Точное,
энциклопедическое толкование значения слова "интуиция" звучит так:
"это способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения,
без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за
пределы опыта путём мысленного схватывания ("озарения") или обобщения
в образной форме закономерностей". Но, кроме того, интуиция - это
невидимое и неосязаемое чувство, которое наиболее развито у маленьких детей.
Они следуют интуитивному импульсу, не обдумывая тщательно собственные поступки,
не анализируя их. Они просто следуют собственному чувству интуиции. Таким
образом, я считаю, чтобы достичь наиболее полного и совершенного развития
ребёнка, нужно делать акцент не только на основные способы познания, но и не забывать
про чувство интуиции. Необходимо его развивать, так как ясно, что оно
способствует не только дальнейшему творческому развитию, но даже и физическому.
Для того чтобы ребёнку легче было
осваивать все премудрости мышления, я в своей работе стараюсь руководствоваться
следующими принципами:
- стараюсь учитывать индивидуальные
особенности ребёнка, т.к. у детей разные
темпераменты и типы восприятия информации;
- уделяю максимальное внимание детям,
которым трудно выполнить требуемую задачу, стараюсь повторить с ними работу
индивидуально;
- всегда стараюсь похвалить ребёнка за
достигнутый самостоятельно результат;
- поощряю стремление ребёнка узнать
что-то новое;
-
стараюсь побудить ребёнка к самостоятельному поиску решения
поставленных
перед ним задач;
- провожу беседы с родителями о
достижениях и неудачах ребёнка (в его отсутствии), стараюсь давать
рекомендации, как ребёнку лучше преодолеть трудности;
- играю с детьми в различные
дидактические игры.
Ребёнок зачастую правильно идёт в своих
рассуждениях, но из-за отсутствия логичности в них с трудом обосновывает и
высказывает свои мысли. Преодолеть эту слабую сторону я помогаю, используя
дидактические игры.
В основу дидактических игр положены два
принципа обучения: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».
Этот союз позволил мне разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с
развитием мышления у детей.
Во -первых, дидактические игры могут
дать пищу для ума.
Во-вторых, их задания всегда создают
условия для опережения развития способностей.
В-третьих, поднимаясь каждый раз
самостоятельно до своего потолка, ребёнок развивается наиболее успешно.
В-четвёртых, дидактические игры могут
быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры,
не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
В-пятых, играя в эти игры с детьми, мы
незаметно для себя приобретаем очень важное умение – сдерживаться, не
мешать, ребёнку самому размышлять и
принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Каждая серия игр, используемая мною,
предназначена для формирования
определённых мыслительных структур или подготовки к усвоению определённой
математической идеи.
На развитие смекалки
Они помогают детям проявлять скорость
своего индивидуального мышления, развивают логику. При помощи этих игр дети
быстро переключаются с одной на другую деятельность. Они идеально подходят и
для того, чтобы растормошить нерасторопных и ленивых ребятишек, заставить их
думать, проявлять себя путём проб и ошибок. Таким образом, логические игры на
развитие смекалки очень полезны для общего развития детей.
На
развитие творческих способностей
Эти игры помогают развивать воображение и
ораторские способности, а также побеждать психологические барьеры, связанные с
боязнью общения.
На
понимание
Все игры на понимание очень полезны
детям практически любого возраста. Они развивают мышление, тренируют
сообразительность и вырабатывают реакцию. Подобные игры учат ребёнка находить
различные ассоциации в окружающем его мире и, таким образом, лучше понимать
его. Ребёнок, любящий игры на понимание, быстрее психологически разовьётся и
лучше подготовится к сложностям будущей взрослой жизни.
Игры на развитие
художественно-образного мышления
Игры направлены на развитие
воображения, образного мышления. Они способствуют возникновению
ассоциативности.
Игры на интуицию
Игры способствуют развитию мышления,
развитию воображения и фантазии, интеллекта, ну и, конечно же, интуиции.
Игры на развитие интеллекта
Они направлены на развитие главных
качеств интеллекта, это – умение сопоставлять факты, анализировать и находить
свои, более простые решения.
Лингвистические игры
Развивают сообразительность и
скорость мышления. Позволяют проявлять фантазию. Чем больше у ребёнка развит
словарный запас, тем он лучше интеллектуально развивается. У него улучшаются
память, логическое мышление, более точным становится восприятие.
Я пришла к выводу, что логические игры помогают
развивать мышление в различных
направлениях уже в младших группах, это позволяет ещё больше облегчить его
развитие в старшем дошкольном возрасте.
В перспективе своей работы я буду
продолжать развивать различные виды мышления у детей старшего дошкольного
возраста. Основной задачей для себя считаю: через логические игры сформировать
у детей такое отношение к окружающему миру, которое носило бы
эмоционально-действенный характер и выражалось в форме познавательного
интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности
созидать вокруг себя. Процесс формирования отношения к окружающему миру –
сложный процесс. Трудности связаны в первую очередь с тем, что он скрытый. Пока
идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в
результате. Очень надеюсь, что оно будет не потребительским, а созидающим.
Опыт, методы, технологии которые я использую, помогут мне достичь
положительного результата.
Воспитатель второй квалификационной категории Войтюк Мария Валерьевна
МКДОУ №194
|