Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]
Сборник стихов [0]
мои стихи и нетолько, афоризмы и отрывки из произведений известных людей.
Кружковая работа [5]
кружок "Бисеринка" матреиалы

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


В гостях у Сантика


Вторник, 26.11.2024, 07:56
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры

     Важность развития мышления у ребёнка, наверное, ни у кого не вызывает сомнений - это является большим плюсом. Именно благодаря мышлению можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения. Посредством мышления строятся сложные математические теоремы и простые житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием "жизнь".

        Я считаю, что, только развивая и совершенствуя умение правильно мыслить, рассуждать и действовать, ребёнок сможет превратиться в здравомыслящего человека. Именно на то, чтобы помочь ему в этом серьёзном и жизненно важном деле, и направлен мой опыт работы.

       Правильное мышление имеет основные приёмы – сравнения, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, конкретизация. Все эти приёмы нужно развивать уже в дошкольном возрасте, так как развитие мышления влияет на воспитанность дошкольника, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убеждённость, интерес, желание учиться и много знать.

        Достаточная подготовленность мыслительной деятельности, в будущем, снимает психологические перегрузки в школе, сохраняет здоровье ребёнка.

       СРАВНЕНИЕ - приём, с помощью которого устанавливаются сходство и различие предметов. Существует основное правило сравнения: сравнивать можно только сравниваемые предметы, то есть только те, у которых есть какие-то общие признаки и есть различия.

       АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. Анализ - приём, с помощью которого ребёнок мысленно расчленяет предмет на части.

  Синтез - приём, с помощью которого ребёнок мысленно соединяет в одно целое расчленённые в анализе отдельные части предмета.

  Анализ и синтез - два приёма, всегда неразрывно связанные друг с другом.

       АБСТРАГИРОВАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ. Абстрагирование - приём, с помощью которого ребёнок мысленно выделяет существенные свойства предметов и отвлекается от признаков, в данный момент не существенных. Результат абстрагирования называется абстракцией.

  Абстрагируясь, ребёнок мысленно объединяет эти предметы в группы и классы по их общим и, при том, существенным признакам.

  Абстрагирование и обобщение представляют собой единый, неразрывный процесс. С их помощью ребёнок получает общие понятия. В процессе обобщения ребёнок как бы отходит от конкретных предметов, отвлекаясь от массы их собственных признаков. Но всё это делается для того, чтобы, познав общее, глубже проникнуть в сущность единичного.

       КОНКРЕТИЗАЦИЯ - приём, с помощью которого ребёнок всесторонне познаёт единичные предметы.

   Познавая окружающую действительность, ребёнок сравнивает предметы друг с другом, устанавливает их сходство и различия, путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, выделяет их признаки, абстрагирует и обобщает признаки. В результате этих операций у ребёнка формируются понятия о предметах окружающей среды. Всё это повышает культуру мышления. Для развития мыслительной грамотности обязательно нужна тренировка.

       В своей работе я опираюсь на педагогическую деятельность инновационных методик и использую наследия таких педагогов, как Доронова Т.Н. "Малыш и математика", Фидлер М. "Математика уже в детском саду", Петерсон Л.Г. "Игралочка", Монтесори М. "Методики раннего развития".

       Подробнее хочу остановиться на образном мышлении старшего возраста дошкольников. Само понятие "образного мышления” подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный вид мышления. Они ещё не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому я сосредоточиваю свои усилия на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е.  визуалировать.

       Примерно в возрасте 6-7 лет у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Я считаю успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

       Ведь, если у ребёнка недостаточно развито словесно-логическое мышление, то это приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализ, обобщения, выделение главного при построении выводов и операций со словами). Игры, используемые мною по развитию этого вида мышления, направлены на формирование у ребёнка умения систематизировать слова по определённому признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребёнка способность к абстрагированию.            

       В ходе словесно-логического мышления происходит переход от  одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других и, как следствие, формируется умозаключение.

       Развитие словесно-логического мышления через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые требовали бы индуктивного (от единичного к общему ), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному,  от общего к общему, от частного к частному,  когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой  степени общности), умозаключения.

       Традуктивное  умозаключение  (лат. traductio – перемещение) является умозаключение по  аналогии, её  можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждённых объектов следует вывод о, соответственно присутствии или отсутствии этого, признака у другого объекта. Например: "У Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?"

       Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребёнок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т.д.) Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

       Немного хочу остановиться на интуиции, т.к. есть серия логических игр для её развития, что, я считаю, тоже немаловажно. Кроме основных пяти чувств, существует ещё так называемое шестое чувство - ИНТУИЦИЯ.

       Это слово происходит от латинского слова intueor - пристально смотрю. Точное, энциклопедическое толкование значения слова "интуиция" звучит так: "это способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения, без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путём мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме закономерностей". Но, кроме того, интуиция - это невидимое и неосязаемое чувство, которое наиболее развито у маленьких детей. Они следуют интуитивному импульсу, не обдумывая тщательно собственные поступки, не анализируя их. Они просто следуют собственному чувству интуиции. Таким образом, я считаю, чтобы достичь наиболее полного и совершенного развития ребёнка, нужно делать акцент не только на основные способы познания, но и не забывать про чувство интуиции. Необходимо его развивать, так как ясно, что оно способствует не только дальнейшему творческому развитию, но даже и физическому.

       Для того чтобы ребёнку легче было осваивать все премудрости мышления, я в своей работе стараюсь руководствоваться следующими принципами:

        - стараюсь учитывать индивидуальные особенности ребёнка, т.к. у детей  разные темпераменты и типы восприятия информации;

       - уделяю максимальное внимание детям, которым трудно выполнить требуемую задачу, стараюсь повторить с ними работу индивидуально;

       - всегда стараюсь похвалить ребёнка за достигнутый самостоятельно результат;

       - поощряю стремление ребёнка узнать что-то новое;

       - стараюсь побудить ребёнка к самостоятельному поиску решения

 

 

поставленных перед ним задач;

       - провожу беседы с родителями о достижениях и неудачах ребёнка (в его отсутствии), стараюсь давать рекомендации, как ребёнку лучше преодолеть трудности;

       - играю с детьми в различные дидактические игры.

        Ребёнок зачастую правильно идёт в своих рассуждениях, но из-за отсутствия логичности в них с трудом обосновывает и высказывает свои мысли. Преодолеть эту слабую сторону я помогаю, используя дидактические игры.

       В основу дидактических игр положены два принципа обучения: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволил мне разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием мышления у детей.

       Во -первых, дидактические игры могут дать пищу для ума.

       Во-вторых, их задания всегда создают условия для опережения развития способностей.

       В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребёнок развивается наиболее успешно.

       В-четвёртых, дидактические игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

       В-пятых, играя в эти игры с детьми, мы незаметно для себя приобретаем очень важное умение – сдерживаться, не мешать,  ребёнку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

       Каждая серия игр, используемая мною, предназначена для  формирования определённых мыслительных структур или подготовки к усвоению определённой математической идеи.

 

       На развитие смекалки

       Они помогают детям проявлять скорость своего индивидуального мышления, развивают логику. При помощи этих игр дети быстро переключаются с одной на другую деятельность. Они идеально подходят и для того, чтобы растормошить нерасторопных и ленивых ребятишек, заставить их думать, проявлять себя путём проб и ошибок. Таким образом, логические игры на развитие смекалки очень полезны для общего развития детей.

     

       На развитие творческих способностей

        Эти игры помогают развивать воображение и ораторские способности, а также побеждать психологические барьеры, связанные с боязнью общения.

 

      

 

 

На понимание

       Все игры на понимание очень полезны детям практически любого возраста. Они развивают мышление, тренируют сообразительность и вырабатывают реакцию. Подобные игры учат ребёнка находить различные ассоциации в окружающем его мире и, таким образом, лучше понимать его. Ребёнок, любящий игры на понимание, быстрее психологически разовьётся и лучше подготовится к сложностям будущей взрослой жизни.

 

       Игры на развитие художественно-образного мышления

       Игры направлены на развитие воображения, образного мышления. Они способствуют возникновению ассоциативности.

 

       Игры на интуицию

       Игры способствуют развитию мышления, развитию воображения и фантазии, интеллекта, ну и, конечно же, интуиции.

 

       Игры на развитие интеллекта

       Они направлены на развитие главных качеств интеллекта, это – умение сопоставлять факты, анализировать и находить свои, более простые решения.

        

       Лингвистические игры

       Развивают сообразительность и скорость мышления. Позволяют проявлять фантазию. Чем больше у ребёнка развит словарный запас, тем он лучше интеллектуально развивается. У него улучшаются память, логическое мышление, более точным становится восприятие.

       Я пришла к выводу, что логические игры помогают развивать мышление  в различных направлениях уже в младших группах, это позволяет ещё больше облегчить его развитие в старшем дошкольном возрасте.

       В перспективе своей работы я буду продолжать развивать различные виды мышления у детей старшего дошкольного возраста. Основной задачей для себя считаю: через логические игры сформировать у детей такое отношение к окружающему миру, которое носило бы эмоционально-действенный характер и выражалось в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. Процесс формирования отношения к окружающему миру – сложный процесс. Трудности связаны в первую очередь с тем, что он скрытый. Пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате. Очень надеюсь, что оно будет не потребительским, а созидающим. Опыт, методы, технологии которые я использую, помогут мне достичь положительного результата.

 

                                                    Воспитатель второй квалификационной категории Войтюк Мария Валерьевна МКДОУ №194

Категория: Мои статьи | Добавил: santik (02.05.2013)
Просмотров: 3313 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта

Корзина

Поиск

Календарь

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz